Приходилось ли вам, уважаемые читатели, наставлять других или помогать кому-то разбираться в его сложной жизненной ситуации? Думаю, что многие из вас это делают. И, как правило, всегда возникает вопрос: «Я знаю, что мне надо что-то изменить, даже знаю – что именно. Но как это сделать?» И в голосе звучит отчаяние.
Сегодня у меня для вас есть очень хорошая новость от Бога! Есть надежный и эффективный метод изменений, который нам предлагает Священное Писание. Он предельно прост. Его трудно не понять. Давайте все-таки попробуем ответить на вопрос, вынесенный в название статьи: «Когда вор перестает быть вором?» Кто-то скажет: «Когда он не ворует». Но, перестав красть, человек может снова вернуться к старому занятию под давлением обстоятельств или своей старой натуры, которая не пережила кардинального изменения. Так что прекращение каких-то неправильных действий само по себе неплохо, но это не гарантирует того, что возврата к старому не произойдет.
Как происходят изменения? Апостол Павел раскрывает этот секрет в послании к Ефесянам, предлагая нам такое решение проблемы:
- «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего»;
- «Облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Речь идет об изменении всей личности, а не только об изменении поведения. Кто-то скажет: «Но ведь это трудно, или даже невозможно — взять и полностью перемениться!» Но Бог никогда не повелевает человеку того, что ему не под силу. Если Он говорит нам меняться, значит, это возможно, и у Него есть все необходимое, чтобы обеспечить эти изменения.
Изменения – это процесс, протекающий в двух плоскостях, которые можно определить библейскими терминами:
«СОВЛЕЧЕНИЕ» (буквально: снять, стащить — маску, покровы. например. В данном случае: когда мы что-то откладываем, перестаем вести прежний образ жизни).
«ОБЛЕЧЕНИЕ» — воплотиться, выразиться, осуществиться в какой-нибудь форме. В переносном смысле: наделить себя чем-нибудь, принять на себя какой-нибудь вид. Например: «облечься в добродетель».
Совлечение будет ложным и временным до тех пор, пока не начнется процесс облечения. Отказ от старых привычек возможен только тогда, когда у человека есть желание приобрести новые навыки и привычки. Если мы посмотрим на библейский путь к изменениям, то увидим, что эти два аспекта изменений: СОВЛЕЧЕНИЕ и ОБЛЕЧЕНИЕ всегда идут рядом.
Вот, например, что говорит Павел о языке: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»
(Ефесянам 4:29).
Совлечение – избавиться от гнилых слов, которые ранят других.
Облечение – использовать слова, которые созидают других.
Что говорит Библия о воровстве: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефесянам 4:28).
Совлечение: — перестать красть.
Облечение – трудиться своими руками, чтобы стать благотворителем.
Привычки, которые мы имеем, формируют наш образ жизни. Очень часто мы действуем привычно, даже не задумываясь, это происходит подсознательно. Конечно, привычки нелегко менять. Но с Богом все возможно! Если мы хотим научиться жить благочестиво, так, чтобы облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины, нам нужно упражняться в благочестии. Тогда будет формироваться образ жизни, который станет для нас привычным:
— не злословить и ранить словами, а говорить то, что созидает других;
— благословлять, а не проклинать;
— уделять нуждающимся, а не воровать;
— не уходить в самоизоляцию, оставляя собрание свое, но увещевать друг друга т.д.
Хочу сказать, что облечься в этого самого «нового человека в Боге» — это не просто какая-то хорошая и достойная цель в жизни, но это жизненно важно и необходимо для каждого человека! Многие люди страдают от одиночества, недоверия, отсутствия друзей, стрессов и болезней – и это все является следствием наших греховных дел и привычек, которые разрушают, прежде всего, нас самих, а потом и тех, кому досталась участь быть рядом с нами. Особенно больно, когда наш разрушительный способ вести дела и выстраивать отношения, усваивают дети. Нужно прервать эту цепочку деструктивных действий и облечься в то новое, что будет благословением для нас и наших ближних.
Итак, вор перестанет быть вором только тогда, когда покаявшись, он начнет упорно трудиться, честно зарабатывая деньги на жизнь, и познает благословенную радость жертвовать людям. Он отучится воровать только тогда, когда научится усердно работать и быть щедрым.
Вера Цыс
Использованные материалы:
- http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-36835.htm
- Джей Адамс «Учебник по христианскому душепопечению», Харьков, 2002
- Библия каноническая, Синодальное издание